Mice UzbekistanMice Uzbekistan
Forgot password?

Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого

История
По оценкам специалистов и мировой прессы, коллекция Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого является одним из лучших художественных собраний в Средней Азии. Ныне музей известен во всем мире. Английская газета «Гардиан» назвала музей «одним из прекраснейших музеев мира» (Amelia Gentleman «Savitsky’s secret Hoard». The Guardian, January 1, 2001). На сегодняшний день коллекция музея насчитывает более 90 тысяч единиц хранения.
История создания и развития музея уникальна, так же как и его собрание. Она дает представление о культурном отрезке, начиная с III века до нашей эры и до современности. Здесь представлены предметы материальной и художественной культуры древнего Хорезма, народно-прикладное искусство каракалпаков, имеющее свою древнейшую историю и самобытную культуру. Изобразительное искусство представлено современным искусством Узбекистана и русским изобразительным искусством 20-х-30-х годов XX века.

Основатель музея – И.В.Савицкий – впервые попал в Каракалпакию в 1950 году в составе археолого-этнографической экспедиции в качестве художника. С первых дней пребывания здесь зародилась любовь Савицкого к природе края, к народу, к его культуре и истории. Игорь Витальевич, собирая предметы народно-прикладного искусства, замечает, что оно (искусство) на грани гибели. Возникает мысль о создании музея – музея народно-прикладного искусства. Элементы западноевропейского искусства Савицкий наблюдает в каракалпакских орнаментах; « ……Матисс. Это уже есть у меня в вышивках кызыл кимешеков. Врубель…это колорит каракалпакского акбаскура». Игорь Витальевич начинает борьбу за «большое искусство». Наконец, в 1966 году был открыт музей искусств, в котором Савицкий стал директором.

Игорь Витальевич Савицкий родился 4 августа 1915 г. в Киеве. С детства он увлекался рисованием. В начале 1920-х годов семья Савицких переехала в Москву. Там Игорь брал частные уроки у художников. В 1930-е годы он учился сперва в Полиграфическом институте, затем в художественном училище. Перед войной поступил в Художественный институт им. Сурикова, где учился живописи у знаменитых художников Р.Фалька, Н.Ульянова, К.Истомина. На фронт не попал из-за болезни. В 1942 г. эвакуировался с институтом в Самарканд. Так произошло его знакомство со Средней Азией, повлиявшее на всю его дальнейшую судьбу. Интерес к этому краю вновь привел его сюда после войны, на сей раз в Каракалпакстан. Он стал работать в Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, а позднее в Каракалпакском филиале Академии Наук Узбекистана. Вскоре он заметил, что народно-прикладное искусство каракалпакского народа, которым он всерьез заинтересовался, находится на грани исчезновения. Савицкий много сделал, чтобы спасти и сохранить как можно больше образцов этого искусства. Для этого он объездил весь Каракалпакстан и собрал весомую коллекцию изделий народно-прикладного искусства (ювелирные изделия, национальные одежды, убранство юрты и др.). Помимо этого Савицкий активно занимался живописью. Своеобразная природа Каракалпакстана с ее неброскими красками пленила его. Он без устали писал пейзажи. В них запечатлены не только замечательные виды природы Каракалпакстана, но и величественные памятники древности и средневековья «Кой кырылган-кала», «Топрак-кала», «Аяз-кала». Есть среди них и пейзажи, отразившие уголки стремительно растущего города Нукуса («Сквер перед зданием Совета Министров», «Карагачи»). Небольшие по формату, они по-своему монументальны, насыщены ярким солнечным светом, в них ощущается радость жизни. Здесь же можно увидеть ранние работы Савицкого «Натюрморт с Венерой» и «Натюрморт с мандолиной». Для этих работ характерна мягкая тональность живописи, с затемненными серебристо-черными, синевато-охристыми тонами.

С открытием музея в феврале 1966 года Савицкий всецело посвятил себя пополнению музейной коллекции. С этих пор он стал собирать картины других художников, но не только знаменитых, но и многих совсем неизвестных и непризнанных в то время. За короткий срок ему удалось собрать уникальную коллекцию, которая прославила его имя на весь мир. Ныне её называют вторым после Русского музея в Санкт-Петербурге собранием картин русского авангарда. До конца своей жизни Савицкий искал и находил новые шедевры для своего музея. Незадолго до смерти он собрал в Москве коллекцию, которая составила при отправке в г.Нукус 2 вагона произведений искусства. С 1984 года музею присвоено имя его основателя.

Самоотверженный труд И.В.Савицкого был высоко оценен правительством Узбекистана. В 2002 году он был посмертно награжден орденом Республики Узбекистан «Буюк хизматлари учун» (За великие заслуги).

Савицкий всегда мечтал, чтобы музей могли посещать не только местные жители, но и любители искусства всего мира. Сегодня его мечта сбылась.

С провозглашением независимости Узбекистана наш музей стал местом паломничества для людей со всех концов света, из стран Европы и СНГ, США, Австралии и т.д. Во многих странах прошли выставки лучших произведений из музейной коллекции, в том числе в России, ФРГ, Франции, Италии, Голландии, США, Австралии. Создан и действует «Клуб друзей Нукусского музея», членами которого являются влиятельные люди из разных государств.

Международные СМИ посвящали и до сих пор посвящают нашему музею свои статьи и передачи. Музей вошел в число объектов туристического маршрута «Золотое кольцо Хорезма», организованного совместно с ЮНЕСКО. Он признан одним из самых посещаемых музеев Узбекистана и в 2011 г. награжден дипломом «Саъёхлар эътиборини козонган музей» за активное привлечение в нашу страну туристов.

Экспозиция
Музейные собрания экспонируются в трёх отделах – это культура древнего Хорезма, народно-прикладное искусство каракалпаков и изобразительное искусство.

Нукусский музей искусств – это сокровищница, дающая представление о культурном отрезке, начиная с III века до нашей эры (предметы материальной и художественной культуры древнего и средневекового Хорезма – археологические находки Топрак-калы, Ток-калы, Миздахкана и т.д.).

Народно-прикладное искусство каракалпаков (генофонд каракалпакского народа – немногочисленной в прошлом полукочевой этнической группы, проживающей на северо-западе Узбекистана, и имеющей древнейшую историю, самобытную культуру) представлен уникальными предметами ювелирного искусства, текстилем, ковроткачеством.

Отдел изобразительного искусства музея – это крупнейшее художественное открытие. В нем сосредоточена национальная художественная школа Каракалпакстана, творения основоположников живописной культуры Узбекистана – многонационального коллектива художников, работавших в Средней Азии в начале ХХ века (А. Волков, У. Тансыкбаев, М. Курзин, Н. Кашина, Н. Карахан, Е. Коровай и др.).

По оценке специалистов, значимость и масштабность нукусского собрания русского авангарда уступает лишь всемирно известной коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. В его состав входят не только художники, известные широкому кругу зрителей (Л. Попова, Д. Бурлюк, А. Шевченко, Р. Фальк, В. Пестель, М. Ле-Дантю и др.), но и забытые временем имена и неизвестные художники (А. Осмеркин, М. Соколов, П Соколов, Н. Боровая, Н. Тарасов и др.).