Ковроделие является одним из древнейших видов народного творчества Туркменистана, и бережное его сохранение имеет огромное значение не только для экономики, но и для передачи из поколения в поколение важнейшей составляющей национальной культуры. Искусство ковроделия широко распространено в народе. Преобладающая часть туркменских женщин и девушек с ранних лет учатся ткать ковры. Таким образом, туркменские ковры бережно передаваясь из поколения в поколение, до нынешних дней украшают дом каждой туркменской семьи. Существуют несколько разновидностей туркменских ковров, таких как: Ахалтеке, Бешир, Эрсари, Керки, Теке, Йомуд и др.
Туркменские ковры имеют многовековую историю. Еще в ХII веке итальянский путешественник Марко Поло в своей «Книге» писал, что на туркменской земле выделываются самые тонкие и красивые ковры на свете. Позднее они были изображены на картинах итальянских художнков эпохи Ренессанса.
Туркменские ковры упоминаются в «Авесте», в произведениях великого Гомера, древнегреческих летописцев Алкмена и Геродота, китайских историков Сим Цяня и Бан Гуня, в древнеиндийских эпических поэмах «Рамаяна» и «Махабхарата», «Шахнаме» Фирдоуси и памятнике средневековой арабской литературы «Тысяча и одна ночь», трудах средневековых авторов Максиди, Худудальаляма.
Произведения туркменских ковровщиц известны далеко за пределами страны, их можно встретить не только в музеях стран мира, но и в частных коллекциях. Но только в Ашхабаде существует единственный в мире Музей туркменского ковра.
Одной из ценнейших реликвий этого музея является созданный в 1941-1942 годах ковер-гигант «Туркмен калбы» («Душа туркмен»), площадью 193,5 квадратных метров.
В 1996 году туркменские ковровщицы создали второй ковер-гигант площадью 266 квадратных метров и весом 550 килограммов, хранящийся в Национальном музее Туркменистана. В 1998 году был создан третий ковер-гигант – его площадь 294 квадратных метра, а весит он 1 тонну 105 килограммов.
И, наконец, четвертый ковер-гигант площадью 301 квадратный метр и весом в 1 тонну 200 килограмм был соткан в 2001 году. Шедевр внесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самое крупное в мире ковровое полотно ручной работы.
Праздник туркменского ковра отмечается в Туркменистане в последнее воскресенье мая. С 1992 года он стал государственным праздником, и в последние годы проводится в единственном в мире музее туркменского ковра в Ашхабаде.
«На Востоке дом начинается там, где расстелен ковер», говорит одна из пословиц. Истинность этой поговорки подтверждает история и Туркмении. Даже если вокруг вас выжженная пустыня или суровые горы, ковер — это оазис. Сразу рядом появляется пышный сад, пестрые птицы в кроне деревьев, водоемы.
В прошлом туркмены были кочевниками. И каждое ковровое изделие тогда имело практическое значение. Одни ковры служили для утепления жилья, другие заменяли мебель и постель, третьи использовались для перевозки вещей. Специальные ковровые мешки развешивались по решетчатым переплетам юрты или складывались рядами. Коврами украшались кони и верблюды, они служили незаменимым атрибутом свадебных процессий. Коврами разделяли помещения, и придумать что-то лучше невозможно. Легкий, теплый, компактно сворачиваемый ковер очень удобен при перевозках.
Трансформация сугубо практического полотна в произведение искусства началась позднее, когда кочевники начали вести оседлый образ жизни. Постепенно людям захотелось, чтобы помимо примитивной философии «тепло и сухо» было еще красиво и изысканно. Не случайно сегодня туркменские ковры сравнивают с венецианским стеклом, брюссельскими кружевами, кубинскими сигарами. Это эталон, это совершенство.
Искусство ткать ковры передавалось через столетия, от матери к дочери, от внучки к правнучке — из поколения в поколение. Существовали целые семьи, даже села и племена мастеров, прославившиеся своим самобытным искусством.
В производстве туркменских ковров особое значение придавалось приготовлению и использованию красок, в частности, темно-красного цвета. Тщательно подбиралась шерсть для основания ковра. Для этого брали только шерсть чистой белой породы сарыджинских овец. Ковер универсален по своим функциям, непревзойден по своим функциям, непревзойден по своему качеству. Своей красотой он удовлетворяет художественный вкус мастерицы, соткавшей его, и запросы потребителя. Ковер, как продукт культуры, занимает важное место в быту туркмен. Ковер используется в момент «общения с Богом» — «намазлыки». Он способствует торжественности семейного праздника «асмалык», он заменяет гардеробы и комоды (чувалы, торбы и хуржуны), утепляет и украшает жилище (энси, гапалык, халы, чувал). Удобно перевозимый и легко раскладываемый туркменский ковер, не боится изнашиваемости, сырости, сухости, грязи и моли.
В ковре заложены все признаки национального своеобразия, исторической исконности и племенных различий туркмен.

ОРНАМЕНТЫ ТУРКМЕНСКИХ КОВРОВ

В расцветке туркменского ковра главное место отводится бордо. Этот цвет составляет фон ковра. На орнаментальную часть шли темные тона синего, зеленого, черного, оранжевого и малинового цветов. Черный цвет, символизирующий стихию Воды, в традиционных туркменских коврах занимает второе место после фонового бордового цвета. Он обрамляет все орнаменты и разграничивает один орнамент от другого. Использование в начале ХХ века в ковроделии анилиновых красителей снизило качество туркменских ковров, но постепенное внедрение вновь, веками испытанных естественных красителей растительного и животного происхождения, реставрировали характерную расцветку туркменского ковра.
Ученые давно пришли к выводу, что ковровый орнамент таит в себе историю народов нескольких тысячелетий. Каждый орнаментальный знак что-то символизирует, а основной орнамент туркменского ковра «гель» является букетом символов. Каждая родовая и племенная группа туркмен, определенная территорией проживания и занятием имела свой гель. Ковры, вырабатываемые родом или племенем, носили его название по орнаменту: «теке гель», «йомуд гель», «салыр гель», «эрсары гель» и так далее.
В туркменских ковровых орнаментах остались отпечатки всех религий, существовавших на территории Туркменистана.

 

ТУРКМЕНСКИЕ ОРНАМЕНТЫ

Солярные знаки, превалирующие в эрсаринских, пендинских и текинских коврах как «чахры пелек» (колесо судьбы), «бэш ай», (пять лун), восьмилучевые звезды «чемче гель», — символизировали звезды «чемче гель», «гельче», — символизировали Солнце и другие небесные светила, особенно почитаемые на Древнем Востоке. В салорских коврах «энси» и изделиях традиционная нижняя часть ковра «элем» состоит из орнаментов- оберегов, символизирующих богиню плодородия Анахиту. Это орнаменты растительного характера, а также как «гуляйды», «чынар гюль»…
Сейчас туркменские ковры занимают достойное место на международных выставках. Они являются предметом законной гордости туркменского народа.