Древний Мерв в Марыйском велаяте Туркменистана – один из древнейших городов Центральной Азии. Он расположен рядом с городом Байрамали и является частью одной из древнейших цивилизаций – Маргианы. Если раньше были известны четыре древнейших центра цивилизаций (Месопотамия, Египет, Индия и Китай), то теперь пятым таким центром признана Маргиана. Это один из самых больших по территории археологических объектов Центральной Азии, здесь сохранился целый ряд городищ (Эрк-Кала, Гяур-Кала, Султан-Кала, Абдуллахан-Кала и Байрамали-Кала), по которым легко прочитывается историческая топография этого легендарного города от античного времени до позднего средневековья. Среди наиболее интересных архитектурных памятников можно отметить Большую и Малую Кыз-Кала, мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда и Асхабов, мечеть Ходжа-Юсупа Хамадани и грандиозную усыпальницу Султана Санджара, считающуюся по единодушному признанию исследователей шедевром средневековой архитектуры Востока.

В Мерве в разные времена жили и творили Ал Хорезми, Омар Хайям, ал-Мервази, ас-Самани, Энвери и другие великие мыслители средневековья. Археологическими исследованиями установлено, что Мерв возник в VII веке до нашей эры на месте Эрк-Кала.

Мервский оазис ( 40 км от г. Мары) — одна из самых древних областей Средней Азии, раньше всех освоивших ирригацию. Поэтому неудивительно, что здесь вырос один из крупнейших городов древнего мира — Мерв (Маргуш, Маргиана, Мару ). Происхождение Мерва окутано тайнами, одно известно точно — первые письменные упоминания о нем появляются в авестийских летописях примерно в VIII-VI вв. до н.э. Летописцы не скупились на яркие эпитеты, называя его «душой царя», «матерью городов Хорасана», и, наконец, «городом, на котором держится Вселенная». Здесь жили и творили Омар Хайям, Ас-Самани, Имамаддин-Исфахани и другие великие мыслители средневековья.

Современные руины включают в себя не менее пяти древних поселений — Эрк-Кала, Гяур-Кала, Султан-Kaла, Абдуллахан-Кала и Байрамалихан-Кала. Большинство из них сильно разрушено, от некоторых остались лишь сильно оплывшие земляные холмы, но даже с учетом этого момента Мерв продолжает оставаться одним из уникальнейших памятников истории.

Среди наиболее интересных памятников истории можно отметить мавзолей султана Санджара Дар-ал-Ахира ( 1140 г н. э.), с именем которого связывают былой расцвет Великой империи Сельджукидов. Высотой почти 40 м памятник поражает воображение.

Особую уникальность этому средневековому «небоскребу» придает его легендарный купол, возведенный из двух тонких кирпичных оболочек.

Другие известные мервские памятники: Султан-Kaла, цитадель Шазриар-Арк, руины стен Абдуллахан-Кала (XV в), руины крепости и башен Байрамалихан-Кала, руины крепости Кыз-Кала (VI-VII вв. н. э.), мавзолеи Аль-Хакима ибн Амир аль-Джафари и Бурайда ибн аль-Хусейн аль-Ислами (XV в, место паломничества), мавзолей Мухаммада ибн Зейда (XII в), комплекс Талхатан-Баба с мавзолеями Талхатан-Баба, имама Касима, имама Шафи и имама Бакра эпохи сельджукидов, мечеть Юсуфа Хамадани (XIII в, современная реконструкция выполнена в XIX в), руины крепости Ерк-Кала (VI в), руины христианского храма и буддийского монастыря в Гяур-Кала (древняя Антиохия Маргиана), руины мечети Бени Макхан (VII-XII вв.), высокие стены похожих на крепости сооружений Большой и Маленький Кыз-Кала, мавзолей Кыз-Биби, а также многочисленные остатки бань, дворцов, парадных залов и других сооружений.

Также заслуживают внимания мечети Данданкана и Талхатан-Баба. (XII в.), кешк (укрепленный дом) Акуйли-Коушук (IX-XIII вв.), замок Харам-Кешк (IX-XIII вв.), городище Дурнали (I-II вв.), городище Гебеклы. Многие археологические находки, обнаруженные при раскопках древних городов можно увидеть в прекрасном Историческом музее Мерва.

В наши дни он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как наиболее хорошо сохранившийся древний центр Великого Шелкового пути.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ВБЛИЗИ МЕРВА:
Абдуллахан-Кала (XV в.)
Акуйли-Коушук (IX-XIII вв.)
Городище Дурнали
Пещерное городище Екедешик
Эрк-Кала (VI в.)
Городище Гебеклы
Гонур-Депе
Гяур-Кала ( I тыс. до н.э.)
Замок Харам-Кешк (IX-XIII вв.)
Большая и Малая Кыз-Кала
Мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда ( XI в. )
Султан-Кала ( XI в.)
Мавзолей Султана Санжара (XI в.)
Мечеть Талхатан-баба (XI в.)
Мечеть Юсуфа Хамадани (XIII в.)

Абдуллахан-Кала (XV в.)
Крепость Абдуллахан-Кала связана с именем сына Великого завоевателя Тамерлана – Шахрухом. Она была одной из первых его построек на территории уже Нового Мерва. И была завершена в рекордно короткие сроки. Снаружи крепость была выложена сырцовым кирпичом, внутреннее же пространство было отделано квадратными кирпичиками.

Стены были спроектированы с уступами. Венчали крепость 44 сторожевые вышки, имевшие изогнутую форму. Крепостные стены окружали огромные (до 30 м в ширину) и глубочайшие (до 8 м ) рвы, наполненные водой. Все это доказывает, что Абдуллахан-Кала имела важное стратегическое значение и технически была продумана совершенно. Здесь были проделаны отверстия для стрельбы из ружей, кашеты, галереи и другие защитные средства. Все это делало Абдуллахан-Кала непоколебимой крепостью.

Акуйли-Коушук (IX-XIII вв.)
В 2 км от городища Дурнали сохранились развалины средневекового кешка Акуйли-Коушук. Это один из немного хорошо сохранившихся замков того периода.

Помещения первого этажа почти все целы, второго — полуразрушены. Кешк прямоуголен, выполнен из сырца. Внешние стены второго этажа – гофрированы. В центре кешка красуется квадратный зал, высотой в два этажа. По центру от зала слева и справа расположено по пять комнат, как на первом, так и на втором этажах.

Городище Дурнали
Городище Дурнали расположено в 25 км от крепости Гяур-Кала. Здесь сохранились многочисленные руины построек IX — XII вв. Однако, городище имеет более древнюю историю. Когда-то здесь располагался крупный парфянский город, окруженный мощной крепостью, которая была отреставрирована в средневековье.

Крепость имела четкую прямоугольную форму (около 180х160 м). По углам, а также вдоль стен располагались мощные башни. Крепость призвана была укрывать за своими стенами большое количество горожан: число бойниц достигало пятисот, кроме них использовался и верхний ярус — зубцы стен и башни, из-за которых осуществлялся обстрел неприятеля.

Внутренняя территория крепости почти не застроена. Только близ центра крепости сохранились руины какого-то крупного здания. Частично сохранились стены крепости. О возрасте Дурнали свидетельствуют найденные здесь монеты, датируемые I — II вв. н.э.

Пещерное городище Екедешик
Об этой пещере упоминается во многих туркменских сказаниях и легендах. Некоторые из них гласят, что в пещеру могли входить и выходить караваны верблюдов идущие в два ряда. Насколько это является правдой, неизвестно.

Доказано лишь, что пещера была образована внутри холма. И постройки внутри нее принадлежат к XIV — XV вв. Дома внутри пещеры вырыты, в них не использован никакой строительный материал. В стенах некоторых домов были сделаны полки, вероятно для украшения дома. Ученые считают, что в пещере проживало большое количество семейств. Кстати, «екедешик» в переводе означает «одно отверстие». И это вполне оправдывает единственно существующий вход в пещерное городище.

Пещера «Екедешик» поистине уникальный и самобытный памятник старины, чудесным образом сохранившийся на территории Туркменистана.

Эрк-Кала (VI в.)
Эрк-Кала была центром древнего Мерва. Крепостные стены Эрк-Калы несколько оплыли под земляными наносами, но все еще сохранили свою высоту и мощь. Этим Эрк-Кала ярко выделяется среди других крепостей. В настоящее время высота крепостных стен с крутыми склонами и четко вырезанными башнями достигает 25—29 м. Площадь крепости составляет около 20 гектаров.

Крепость была массивным круглым сооружением, на первый взгляд без входа. На самом деле единственный въезд сюда располагался на возвышении (с южной стороны крепости). Внутри городища возвышаются остатки дворца правителя. С северной части Эрк-Калы лежала городская площадь (предназначенная для скопления больших масс народа). Именно Эрк-Кала получила некогда название города Маргуш.

Городище Гебеклы
Городище Гебеклы относится к раннепарфянскому периоду. Находится оно в 32 км от Гяур-Калы. Этот древний городок «вырос» рядом с заброшенным поселением древних маргианцев, за крепостными стенами Антиоха (Гяур-Калы).

Гебеклы был обнесен квадратной крепостью-цитаделью с единственным въездом в виде пандуса. На городище найдены фрагменты гончарных и ювелирных изделий, свидетельствующие о развитом в городе ремесленном деле.

Гонур-Депе
Не так давно, в 90-х годах, ученые археологи вскрыли в Марыйском оазисе огромный некрополь относящийся к II-I тыс. до н.э. З десь был столичный город, ныне именуемый Гонур-Депе, со своим дворцом и несколькими храмами, способными конкурировать с сооружениями Ассирии и Вавилона.

Но в этой предполагаемой «столице» находился скорее не правитель с определенными властными полномочиями, управлявший всей страной, а духовный лидер — верховный жрец. Люди почитали его не по принуждению, а по доброй воле, движимые верой. В этом смысле Гонур — это духовный, религиозный центр страны Маргуш, куда население совершало паломничество, принося подношения — плоды своего труда. Был ли Гонур единственным таким центром — вопрос пока открытый.

В захоронениях Гонур-Депе обнаружены многочисленные предметы утвари, зеркала, косметические сосуды, серебряные украшения, алебастровые и керамические вазы и множество других предметов, чей возраст оценивается III тысячелетием до н. э.

Гяур-Кала ( I тыс. до н.э.)
Древнее городище Гяур-Кала — мощнейшее фортификационное сооружение античности, площадью свыше 300 гектаров . Стены Гяур-Калы — квадратные, с холмами башен, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Длина каждой стены около 2 км.

В каждой стене были ворота. С высоты хорошо видны когда-то проходившие здесь дороги, ведшие к четырем воротам и разделявшие город на четыре части. Дорога с юга на север идет прямо от южных ворот к крепостным валам Эрк-Калы, открывая путь к цитадели, и продолжается вокруг нее по направлению к северным воротам.

В развалинах городища Гяур-Калы заключен город Антиохия Маргианская, построенный в традициях античной архитектуры. Основатель города – селевкидский царь Антиох Сотер (280-261). Будучи в Маргиане, он распорядился обвести весь оазис стеной, имевшей в окружности около 230 км и основать город Антиохию.

Стена Антиоха ограждала земли Мерва от наступающих песков пустыни и одновременно играла роль заградительного рубежа против воинственных кочевников. Следы ее доныне сохранились на севере Марыйского оазиса.

Замок Харам-Кешк (IX-XIII вв.)
Харам-Кешк — одиночный замок дехканского поместья возле Гяур-Калы. Был жилым помещением в период с IX по XIII века.

В замке, построенном из кирпича-сырца, сохранился полузасыпанный первый этаж и остатки второго, с гофрированными стенами. В центре замка располагался большой квадратный зал, перекрытый куполом. С ним сообщались другие комнаты замка.

Большая и Малая Кыз-Кала
Путешествуя по Марыйскому оазису, часто видишь силуэты курганов-крепостей, оплывших под влиянием времени. Это многочисленные усадьбы-кешки средневековых феодалов. Самые крупные из них — Большая и Малая Кыз-Кала – являющиеся сегодня историческими памятниками.

Большая и Малая Кыз-Кала — небольшие крепости с гофрированными, словно сложенными в складку, наподобие гармошки, стенами. Они поставлены на земляные пандусы с легким наклоном. Небольшие окна скрыты в складках стен. Наверху стены оканчиваются зубчатыми бойницами, которые почти не сохранились.

Комнаты на первом этаже освещались пятью окнами. Ведущая вниз лестница проходила через аркообразный коридор. Планировку второго этажа можно лишь вообразить по сохранившимся фрагментам. Второй этаж имел также не менее пяти комнат, расположенных вокруг внутреннего двора.

Малая Кыз-Кала расположена примерно в ста метрах южнее Большой Кыз-Калы, построена по тому же плану, но сохранилась гораздо хуже. Гофрированный фасад сохранился только на южной и восточной сторонах строения.

Мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда ( XI в. )
Выдающимся памятником Султан-Калы является мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда. Он небольшой по размерам, но вызывает восхищение выдающимся архитектурным решением. В интерьере мавзолея имеется уникальная настенная надпись на арабском языке. Буквы, искусно выточенные из жженного кирпича, рельефно выступают на фоне мелкого растительного узора, сделанного из гипса. Ее расшифровка гласит, что мавзолей был возведен над могилой представителя шиитского толка в исламе Мухаммеда ибн Зейда, потомка халифа Али в пятом колене в 1112—1113 гг.

Являясь потомком семьи пророка, а значит, претендентом на имамат, Мухаммед ибн-Зейд в VIII веке нашей эры возглавил восстание против арабских халифов Омейядов. Собравшиеся вокруг него шииты признали ибн-Зейда своим имамом, но через десять месяцев восстание было жесточайшим образом подавлено, а сам Мухаммед ибн-Зейд погиб. Тело его было распято на кресте в Куфе, а голова отрублена и отослана халифу в Дамаск. Поначалу мавзолей являл собой небольшую гробницу, где лежала голова ибн-Зейда, но постепенно она разрослась до того великолепного архитектурного комплекса, который сейчас известен всему мусульманскому миру как мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда и по праву признан одним из лучших образцов исламской архитектуры.

Мавзолей увенчан куполами, один из которых более высокий и масштабный, чем остальные. Архитектурный стиль памятника XII в. восхищает гармоничностью и простотой.

Султан-Кала ( XI в.)
В XI-XII вв. Мерв становится столицей государства Великих Сельджуков и достигает наивысшего расцвета. По приказу сельджукидского султана Мелик-шаха город был обнесен протяженной крепостной стеной и рвом. Эта крепость, площадью свыше 400 га , известна, как Султан-Кала — Крепость султанов.

В северо-восточной части Султан-Калы была возведена цитадель — Шахриар-арк, где располагались дворцовые комплексы султанов, здания административного назначения и воинские казармы.

Мавзолей Султана Санжара (XI в.)
Самым величественным архитектурным памятником Мерва является мавзолей султана Санджара под названием «Дар-ал-Ахыре» («Потусторонний мир»). Всем своим видом он отражает наивысшие достижения и расцвет державы сельджукидов. Мавзолей султана Санджара расположен в центре городища Султан-Кала. Поблизости находятся крупные монументальные здания — дворцы сельджукидских правителей и мечеть.

Мавзолей Султана Санджара – настоящий средневековый небоскреб, кубической формы, увенчанный двухъярусным куполом с бирюзовой облицовкой. Под куполом проходят трехъярусные, сквозные галереи, в виде чередующихся ажурных арок. C имволически купол обозначал небосвод и казался «парящим» в воздухе. В архитектуре мавзолея султана Санджара восхищает удивительная гармония и симметричность пропорций.

Стены в толщину у основания — 5 м . В длину стены мавзолея протянулись на 27 метров . О бщая высота мавзолея составляет 38 м .

Мавзолей построен по приказу султана Муизеддина Санджара. В 1157 г . его похоронили. Однако, в 1221 г ., когда монгольские войска взяли городище Мерв в осаду, прах султана был перезахоронен, причем, место и время остались неизвестными. Таким образом, под надгробной плитой мавзолея осталась пустота.

Но до сих пор арабская надпись на его фасаде гласит: «Это место облагорожено останками того, кто именовался султаном Санджаром, из потомков турок-сельджуков… Был он в свое время справедливым, как Александр Великий, был он покровителем ученых и поэтов, и был принят в мир ислама в состоянии процветания и счастья благодаря наукам и искусству». Мавзолей служит местом паломничества тысяч верующих, не говоря уже о том, что это главный объект притяжения для иностранных туристов.

Кстати, в народе бытует сказание о мавзолее султана Санджара… «В незапамятные времена он влюбился в небесную волшебницу — пери. В ответ на предложение выйти замуж за земного человека пери ответила: «Я могу стать твоею только в том случае, если ты исполнишь три моих условия. Первое: нельзя обнимать меня за талию. Второе: нельзя смотреть на ступни моих ног, когда я бегаю. Третье: нельзя видеть, как причесываюсь. Султан Санджар принял условия и женился на пери. Но, любопытство было столь сильным, что он нарушил все три условия. Обняв прекрасную деву за талию, он обнаружил, что у пери нет костей.

Подсмотрев, как она бегает, султан понял, что пери парит над землей, а, нарушая третье условие, он увидел, что волшебница может снимать голову, ставить ее на золотой столик и причесывать. Обнаружив обман, пери страшно разгневалась и, превратившись в белую птицу, поднялась высоко в небо. Султан Санджар со слезами просил ее: «Я умру, если не увижу тебя». Исчезая в облаках, птица ответила: «Если захочешь увидеть меня, ты должен построить в центре города самое высокое и самое красивое здание. На вершине купола оставь отверстие. Каждую пятницу я стану заглядывать в него, а ты сможешь увидеть меня. Так, благодаря небесной пери был построен этот мавзолей».

Мечеть Талхатан-баба (XI в.)
В 30 км от Старого Мерва находится средневековое селение Талхатан. Здесь на местном кладбище в средние века была построена мечеть Талхатан-баба. Мечеть являет собой правильный высокий прямоугольник. Нет ни традиционных навесов или колонн. Три стороны мечети – абсолютно глухие стены. Зато главный фасад обозначен сразу тремя арками.

Средняя арка – самая широкая. Она соответствует центральному отсеку здания. Две меньших по обе стороны от нее — боковым. Таким образом, мечеть как бы поделена арками на три отсека. Уравновешенность и гармония усиливается блестящей орнаментацией стен и однородностью внешнего и внутреннего декора с применением жженого кирпича.

Мечеть Юсуфа Хамадани (XIII в.)
Этот комплекс возник на месте погребения дервиша Абу-Якуб Юсуф ибн Айюба, родившегося в городе Хамадане (западный Иран). Над его могилой был возведен мавзолей, от которого до сегодняшних дней практически ничего не осталось.

Разрушенное строение частично перестроили и реконструировали в XIX веке. Могилу дервиша символизирует склеп из черного мрамора, украшенный цветочным орнаментом и надписями. В западном углу мавзолея расположена молельня с центральным айваном. Она составляет основную часть комплекса. Сегодня мечеть Юсуфа Хамадани – важный мусульманский храм – место поклонения верующих.