Бухара — один из древнейших городов Узбекистана. Каждая улочка Бухары таит в себе древнюю историю, а атмосфера древнего города в окружении величественных минаретов и мечетей поражает. Бухара — это древний город, аналогов которому вряд ли можно где-то еще найти. Красота Бухары завораживает и остается надолго в сердцах людей, посетивших этот город.

Мавзолей Саманидов (конец 9 –начало 10 века) — жемчужина архитектуры Средней Азии, фамильная усыпальница династии Саманидов.
Жемчужиной среднеазиатского зодчества называют мавзолей государей из местной династии Саманидов, утвердившей в Мавераннахре фактически независимое от арабского халифата государство (конец IX-X вв.).
Период арабского завоевания (VII-VIII вв.) и события, связанные с ним, на время приостановили в Средней Азии строительную деятельность. Лишь после прочного вхождения основных среднеазиатских земель в единую систему халифата, а затем во владения лишь номинально подчиненных ему местных государств Тахиридов, Саманидов, Мамунидов отмечается нарастающий подъем строительства.
Архитектура мавзолея Саманидов имела понятную зрителям своего времени «знаковую систему», связанную с их миропониманием, философией и образом мемориального здания. Но гармония и единство композиций этого памятника впечатляют даже современного зрителя, незнакомого с древним «генетическим кодом», от которого произошли все архитектурные формы. Мавзолей Саманидов – это архитектурное чудо. В Х в. нет ему ни равных, ни похожих как в самой Средней Азии, так и в других странах мусульманского мира.

Мавзолей Чашма Аюб (12 — 16 вв.), внутри находится источник целебной воды, назван в честь библейского пророка Иова (Аюба).
Рядом с мавзолеем Саманидов расположен мазар Чашма-Аюб. Мазар – букв. «место поклонения». Он обязан своим названием имеющемуся внутри колодцу (чашма), который, по легенде, появился на месте, где ударил посохом библейский пророк Иов (Аюб). Мазар Чашма-Аюб – это несколько необычное по своей композиции сооружение, строительство которого якобы восходит к XII в. Это сложный, многократно перестроенный в течение XIV-XIX вв. многокамерный мавзолей, принявший форму продолговатой призмы, увенчанной куполами разной формы над помещениями разного размера и формы. Острый, запоминающийся силуэт придает ему поднятый на цилиндрическом барабане двойной купол с конической скуфьей.

Мечеть Боло-Хауз (18-20 вв.) – пятничная мечеть.
Этот ансамбль включает мечеть 1712 г. с роскошным многоколонным айваном, пристроенным в начале ХХ в., минарет, отстроенный в 1917 г. народным мастером Усто Ширин Мурадовым (уменьшенная копия минарета Калян), и водоем. Воздушную пространственность айвану придают сращенные по высоте из двух стволов и увенчанные грибовидными капителями с изящными сталактитами колонны. Они стройны и необычны по форме и по пропорциям. Мастерски выполнены разнообразные мотивы живописи на мелкорельефном фоне плафона айвана, резьба по ганчу на его стенах, хитросплетения геометрических орнаментов. Стены просторного зала мечети расписаны крупным растительным и геометрическим орнаментом.
Ансамбль Боло-хауз, имеющий бесспорную художественную ценность, расположен напротив бухарской крепости Арк, на западной оконечности площади Регистан, раскинувшейся перед крепостью. В эту мечеть в торжественные дни спускался из своей крепости эмир, и тогда от Арка, через всю обширную площадь до самой мечети расстилали ковры.

Крепость Арк — величественная цитадель, место обитания правителей Бухары, оплот власти и могущества (1 век до н.э. — 19 век).
Резиденция бухарских ханов, а затем и эмиров, крепость Арк – древнейший памятник Бухары. Намного глубже его современной подошвы таятся археологические слои начала нашей эры. (Возраст Бухары – 2500 лет – установлен по археологическим материалам, обнаруженным при расчистке канала Шахруд; на месте современной Бухары в IV в. до н.э. существовало поселение). Создателем цитадели народная традиция считала Сиявуша – эпического героя среднеазиатских сказаний, прелестного юношу, оклеветанного мачехой и вынужденного бежать в Туран. Там он сначала был принят, но потом предательски убит царем Афрасиабом. Прекрасный Сиявуш был пленен дочерью царя. Но тот поставил хитрое условие. Раскинув бычью шкуру, царь приказал построить дворец, который поместился бы на этой шкуре. Но еще хитрее оказался Сиявуш. На тонкие полоски разрезал он шкуру, соединил их концы вместе и внутри этого круга построил дворец. Так, по преданию, возник бухарский Арк.

Мечеть Калон (16 век) и Минарет Калян (1127 г.) — символ Бухары, на протяжении веков, служивший маяком для караванов в пустыне, приближающихся к Бухаре. Другое название минарета — «башня смерти», по одной из легенд, с минарета сбрасывали неверных жен и строптивых бухарцев.
Проходишь мимо торговых рядов и попадаешь на самую замечательную площадь Бухары, возникшую среди одноэтажной жилой застройки. В мире известно несколько прославленных архитектурных ансамблей. Без всякого преувеличения можно сказать, что центральный ансамбль Бухары, составленный Великим минаретом, мечетью Калян и медресе Мири-Араб, не уступит по красоте ни одному из них.
Этот ансамбль сложился в XVI в., в период нового подъема бухарского градостроительства. И сколько бы ни доказывали ревнители старины, что это было время относительного упадка строительного искусства, именно в этом веке сложились определяющие градостроительную культуру городские ансамбли, свидетельствующие и о живучести художественных традиций и о таланте зодчих. Сколько свободы и продуманной гармонии в планировке площади, как локальны обрамляющие ее архитектурные формы, как отлично связаны они между собой, составляя единое пространственное целое. Пои-Калян – Подножие Великого – так называется центральный архитектурный ансамбль Бухары, основой формирования которого послужил минарет Калян.
Минарет Калян – господствующий над городом гигантский вертикальный столп. Значение его выходило далеко за пределы практического использования: для возглашения призыва на молитву – азан достаточно было подняться на крышу мечети, как это и делалось в первые века после установления ислама. Позже для этого стали использоваться различные вертикальные сооружения, разнообразные формы которых сложились у разных народов мира задолго до ислама.

Прогулка под торговыми куполами (16 век): Токи Сараффон, Токи Тельпак Фурушон, Токи Заргарон, где ремесленники (ювелиры, миниатюристы и другие) продают свои изделия.
В предарабское время торговля в Средней Азии была высоко развита и имела форму регулярных международных, межрайонных и внутригородских рынков. Торговлей занималась половина жителей Согда. Купцы выступали посредниками в мировой торговле. Продукцию ремесленных центров вывозили в Переднюю Азию и Китай. Городские рынки служили ареной обмена продукции оседлых и кочевых народов. Торговые пути и сложившиеся рынки функционировали и в развитом средневековье. Потребности этой важной деятельности привели к необходимости строительства соответствующих зданий, обслуживающих ремесленное производство, сбыт продукции, обеспечение временного пристанища и безопасности караванов. В Бухаре от XVI в. сохранились три така – Заргарон (купол ювелиров), Тильпак-фурушон (купол продавцов головных уборов), Саррафон (купол менял) и тим Абдулла-хана. Как и в ряде других городов, торговля в них сосредоточивалась по специальности.

Мечеть Магоки Аттори (12-16 века), построена на месте капища огнепоклонников — один из 3-х памятников в Бухаре, уцелевший после нашествия Чингисхана.
История мечети Магоки-Аттари восходит к далекой согдийской старине, когда на этом участке располагался базар Мох, названный так в честь Луны. Здесь торговали идолами, лекарствами и пряностями (аттарон); там же находился храм огня. С утверждением ислама на месте храма была построена мечеть. В труде бухарского историка Наршахи мечеть эта называется «магок» («яма», «заглубленная»).

Кузнечная мастерская – кузнечное ремесло Бухары считается одним из древнейших, ведь с самых истоков существования человек занимался обработкой металла. Еще в 10 веке Абу Райхон Беруни упоминал в своих трудах о мастерстве кузнецов Бухары.
Это потрясающее зрелище — видеть, как кузнец разжигает печь, раздувает пламя и кует железо. Каждый удар молота по наковальне заставляет от волнения биться сердце быстрее.

Ансамбль Ляби Хауз: хонака и медресе Нодир Диван Беги (16 век), медресе Кукельдаш (15 век), памятник Ходже Насреддину.
Если повернуть от Таки Тильпак-фурушона на восток, или пройти через Таки-Саррафон вдоль канала Шахруд, то можно выйти к Ляби-хаузу.
Архитектурный ансамбль Ляби-хауз образован тремя крупными монументальными зданиями: медресе Кукельдаш на севере, ханака и медресе Надира Диван-беги на западе и востоке. С юга площадь замыкала торговая улица.
Организующим центром этого большого ансамбля старой Бухары стал открытый водоем. Название «Ляби-хауз» означает «у водоема». По местному преданию, могущественный сановник Имамкули-хана Надир Диван-беги долго не мог откупить участок, где стоял дом одинокой женщины, для намеченного сооружения. Тогда всесильный визирь приказал провести под домом (или возле него) канал, и, когда вода стала подмывать стены, несчастной пришлось уступить участок.


Есть вопросы или комментарии? Напишите нам!