Этнографический туризм основывается на любопытстве туристов к настоящей жизни народов, к знакомству с традициями народа, обрядами, его культурой и творчеством. Наш современный, унифицированный мир характеризуется тем, что человек старается самоидентифицироваться, найти и изучить свои корни, осознать свою особенность, обладание собственной историей и культурными традициями. Ну а познание других этносов и культур позволяет туристу составить четкую и целостную картину нашего разнообразного мира народов, обладающих своей уникальной индивидуальностью.
Этнотрадиции тесно связаны с разными видами фольклора и, в том числе, с ремеслами. Они могут быть как деревенскими, так и городскими. Фольклор неотделим от человека и связано это с передачей и сохранением опыта, накопляемого веками и передаваемого старшим поколением младшему.

Маршрут: Ташкент – Коканд – Маргилан – Фергана – Ташкент – поселок Хаят – Нуратау – Юртовый лагерь – Самарканд – Шахрисабз – Бойсун – Термез – Бухара – Хива – Муйнак – Нукус

ДЕНЬ 1. ТАШКЕНТ

«Ташкент – город хлебный»… Этот эпитет как нельзя лучше отражает характер узбекского народа, его гостеприимство и дружелюбие.
История Ташкента насчитывает более 2000 лет, за которые пройден путь от небольшого древнего поселения до одного из крупнейших городов Центральной Азии, столицы Республики Узбекистан. На протяжении веков город пережил много памятных событий своей мирной жизни и военных невзгод, периодов подъема и упадка.

Экскурсия по старой части города:
-Ансамбль Хаст-Имам — крупный культовый центр Ташкента, который включал в себя медресе Барак-хана, мавзолей Абу-Бакра Мухамада Каффаль Шаши, медресе Муи-Муборак, мавзолей Бобо-Ходжи, мечеть Намазгох.
-Медресе Кукельдаш — построено во второй половине 16 века в одной из наиболее оживленных частей старого Ташкента, на средства визиря ташкентских ханов Кукельдаша, в честь которого и было названо.
“Настоящий колорит Востока” На востоке рынок — это самое колоритное место. Сезонные фрукты и овощи, специи и сухофрукты. Все это — рынок Чорсу. А само здание выполнено в традиционном стиле с куполом.
-Пятничная Джума Мечеть Ходжа Ахрар – Вали.
-Площадь Независимости — это самое привлекательное место в городе окружено общественными зданиями и действующими фонтанами. На площади проходят все самые значительные праздничные мероприятия.
-Сквер Амира Темура
-Мемориал жертвам землетрясения — Это часть монументальной советской архитектуры. Гранитные камни, окружающие монумент изображают восстановление и реконструкцию города после катастрофического землетрясения, почти сравнявшего Ташкент с землей. На большом валуне зафиксировано время, когда произошел первый толчок
-Мечеть Минор
-Театральная площадь Алишера Навои.

ДЕНЬ 2. ТАШКЕНТ – КОКАНД – МАРГИЛАН

Поездка в Ферганскую долину.
Горный серпантин, который соединяет Ферганскую долину с остальной частью Узбекистана, проходит через живописный горный перевал Камчик (2267 м. над уровнем моря). Прибытие в Коканд.
Коканд – это самобытный город, чья история насчитывает около 22 столетий. Известный на Великом Шелковом пути, город, который почтил собой сам Ходжа Насреддин, город, носивший название Хуканди ал-Латиф – что значит, «приятный для души» в X веке.
Здесь вас ждет посещение дворца Худояр-хана, мечети Джами и медресе Норбут-бия.

ДЕНЬ 3. МАРГИЛАН – РИШТАН – МАРГИЛАН

Маргилан. Город является одним из древнейших городов Ферганской Долины. С давних времен Маргилан славился своим прекрасным и тонким шелком и узорами «икат». Самая известная достопримечательность города Маргилан является «Ёдгорлик» шелко-ткацкая фабрика, которая считается лучшим предприятием по производству шелка ручной работы в Узбекистане.Здесь можно увидеть процесс производства шелковых тканей с традиционными узорами «икат».

Поездка в Риштан.
Посещение гончарной мастерской известного керамиста Рустама Усманова в Риштане, чьи работы экспонируются на крупнейших мировых выставках.
Риштан — это поселение, жители которого славятся мастерством керамических изделий. Из исторических источников мы знаем, что даже 800 лет назад в Риштане талантливые художники создавали глиняную посуду.
Риштанская керамика выделяется богатством декора, где доминирует голубой цвет.
Риштанская керамика- вся жизнь в одной тарелке….
Уникальная голубая глазурь «ишкор» производится вручную из натуральных минеральных пигментов и золы природных растений. Изделия сделаны из красной глины, которая производится только там. Из поколения в поколение передают умельцы секреты своего мастерства.
Большие блюда — «лаганы», чаши — «косы», кувшины для воды, ёмкости для молока, украшенные орнаментом из глазури «ишкор» незабываемых бирюзовых и ультрамариновых оттенков принесли Риштану и его мастерам известность на многочисленных международных выставках украшают экспозиции многих музеев мира и частные коллекции.
Выезд в Ташкент.

ДЕНЬ 4. МАРГИЛАН – ТАШКЕНТ

Возвращение в Ташкент. Свободное время.

ДЕНЬ 5. ТАШКЕНТ – ПОСЕЛОК ХАЯТ (Нуратинские горы)

Узбекистан — это не только страна древних городов усыпанных величественными медресе, мечетями, и минаретами. Узбекистан – это огромное разнообразие климатических зон: безводные пустыни Кызылкум и Каракумы, заснеженные вершины Тянь-Шаньских гор, реки и озера, густые горные леса, степи расцветающие весной, экологически опасная, но завораживающая пустыня Аралкумы (на месте высохшего Аральского моря) и т.д. Одной из таких уникальных природных достопримечательностей являются Нуратинские горы, которые раскинулись между пустыней Кызылкум на Западе, и Голодной степью на Востоке.
Этот горный массив включает в себя три хребта – Каратау, Актау, Нуратау. Но горная цепь не отличается большой высотой, и самая высокая точка – гора Хаятбахши – находится на высоте 2169 метров. Однако, несмотря на отсутствие интереса к этому месту со стороны альпинистов, Нуратинские горы привлекают много туристов благодаря богатой истории, необычным памятникам, мягкому климату и целебным источникам.
Село Хаят. В небольшой деревне Хаят насчитывается около 600-700 жителей. Начиная с 2000-ых годов, этот поселок стал потихоньку развиваться: строились новые дома, школы, техникумы, а также объекты необходимые для социальной жизни. Уставшие от городской жизни люди, приезжают сюда для успокоения души и обретения гармонии. Находясь так далеко от крупных городов, в ларьках вы можете встретить все необходимое для вас товары, во время туристического сезона. Нельзя не упомянуть о наивкуснейшем хлебе, он пропитан горной свежестью и ароматом только что расцветшей пшеницы. Старинная деревня Хаят может похвастаться древними легендами, которые слагают о ней ремесленники и по сей день. Как описывается в источниках, во времена засухи воды нигде не было, ее можно было встретить лишь в этом кишлаке, которая бьет ключом до сих пор. Сбегавшие сюда люди и прозвали это место “Hayot”, что в переводе с узбекского языка означает «Жизнь».
Основная достопримечательность этого места – древнее сооружение «Шахи Курган» («Shaxi Korgon»). Примечательно то, что крепость была построена несколько сотен лет тому назад и сохранилась по сей день. Также тут можно встретить заброшенные дома, которые оставили хлопкоробы 60 лет назад по приказу советской власти.

ДЕНЬ 6. ХАЯТ – НУРАТА – ЮРТОВЫЙ ЛАГЕРЬ

Выезд в Нурату.
Про этот маленький городок с древней историей не знают даже многие жители Узбекистана. Он затерялся на окраине пустыни Кызылкум, в предгорьях Нуратинских гор. А между тем, этот скромный городок – свидетель тысячелетней истории. Его собственная история начинается с античных времен, когда великий завоеватель Александр Македонский поставил здесь крепость, которая впоследствии стала называться Нур – ставшей важным стратегическим постом на границе между степью и заселенными землями. Развалины крепости Нур – ее оплывшие от времени руины — на вершине холма в центре города сохранились до сих пор и являются важной достопримечательностью города. Нурата хранила некоторые святые места, которые привлекали путешественников со всей Центральной Азии. Среди мусульманских святынь особое место занимает святой минеральный источник Чашма, который находится на окраине Нураты. По преданию, история возникновения источника следующая: зять пророка Мухаммада – Хазрат Али, чтобы напоить народ, ударил посохом о землю и в этом месте забил родник. Недалеко от источника расположен древний базар, неповторимый в своём восточном колорите. Кроме того, Нурата – единственное место в Узбекистане, где сохранились кяризы – системы колодцев и галерей, для использования подземных вод, по которым вода самотёком выводилась на поверхность.
Прибытие в юртовый лагерь. Размещение в юртах.
Днем в окрестностях юртового лагеря, опровергая стереотипы о безжизненности пустыни, можно встретить до 25 видов растений, животный мир также разнообразен: черепахи, ящерицы, голуби, пустынные куропатки, зайцы. Часто можно увидеть и гигантского варана и, конечно, верблюдов.
Ужин. Фольклорное выступление акына у костра.
Ночь в юртах.

ДЕНЬ 7. ЮРТОВЫЙ ЛАГЕРЬ – САМАРКАНД

Поездка к озеру Айдаркуль.
Озеро в пустыне – это не мираж, а реальное чудо природы, под названием Айдаркуль. То что на юго-восточной окраине пустыни Кызылкум возникло кристально чистое озеро – само по себе весьма загадочно. Хотя ему есть вполне научное объяснение. Раньше излишки дренажных вод из Джизакской степи сливались в Арнасайскую впадину с солончаковой почвой. Но летом 1969 года катастрофически высокий паводок на реке Сырдарья превысил вместимость Чардарьинского водохранилища, и вода заполнила Арнасайскую впадину. В озере появилось много рыбы. Сегодня площадь озера Айдаркуль составляет 3000 кв. км, длина – около 250 км и ширина – от 8 до 15 км. Район озера Айдаркуль имеет хорошие условия для пеших прогулок и поездок верхом на лошадях и верблюдах. Животный мир тут очень богат. Весной и летом альпийские луга изобилуют множеством красок — ярко-красными тюльпанами и белоснежными акациями. Высоко в горах гнездятся черные аисты. Эти птицы занесены в Красные книги многих стран. Ранней весной, когда Арнасай наполняется водой, сюда слетаются стаи уток, гусей, пеликанов и цапель.
Обед на озере.
Выезд в Самарканд.
По прибытии размещение в гостинице.

ДЕНЬ 8. САМАРКАНД

Самарканд — один из древнейших городов в Узбекистане и в мире, в середине первого столетия до н.э. он носил название Мараканда, а, позднее Афросиаб. Самарканд являлся столицей государства Согд, позднее стал центром великой империи, созданной Тамерланом. Многочисленные памятники Самарканда и его окрестностей производят огромное впечатление на посетителей своей красотой и величием. Утонченные архитектурные формы, сложные узоры, мозаика, купола и фасады из голубой плитки завораживают всех, кто видит эти великолепные сооружения.
Экскурсия по Самарканду:
• Мавзолей Гур Эмир (XV в.) – захоронение династии Тимуридов. Уникальный памятник архитектуры с незабываемым сине-голубым куполом. Как говаривали глашатаи тех времен; «Люди! Если небо упадет на землю, купол Гур Эмира заменит его!»
• Площадь — Регистан которая является одной из красивейших площадей мира, и включает медресе: «Шер Дор», «Тилла Кори» и «Улугбека».
• Мечеть Биби-Ханым (XIV в.) – построена в честь любимой жены Тимура, проект задуманный Тимуром как самая большая мечеть того времени.
• Сиабский Базар — традиционный «восточный» рынок в Самарканде, тысячелетия находящийся на одном и том же месте. Сохранил свой незабываемый колорит и атмосферу, удивляет туристов своей колоритностью и многообразием предлагаемых продуктов и товаров.
Продолжение экскурсии.
• Обсерватория Улугбека (XV в.) — астронома, ученого, правителя, любимого внука Тамерлана.
• Мавзолей святого Даниила. По преданию, Тамерлан в своем походе в Малую Азию совершил паломничество к мавзолею святого и решил, что его столица Самарканд тоже должна быть богатой и процветающей и часть останков святого с большими почестями отправил в Самарканд.

ДЕНЬ 9. САМАРКАНД – ШАХРИСАБЗ – БАЙСУН

Завтрак. Выезд в Шахрисабз.
Шахрисабз – родина Амира Темура.
Родился он в 1336 году в 12 км от города, в кишлаке Ходжа Ильгар. Свои детство и юность он провел здесь. С начала своего правления он отправлял в Шахрисабз множество ремесленников, архитекторов и всевозможных умельцев, чтобы они строили для него здесь дворцы, мечети и мавзолеи.
Дорога пролегает через живописный перевал Тахтакарача (1750 м над уровнем моря – высшая точка Самаркандской области), экскурсия по городу: портал дворца Аксарай (ХIV-ХVвв.), мавзолей Джахонгира , (ХIV-ХVвв.) мечеть Кок Гумбаз(XVI в.).
Почти в центре Шахрисабза высится группа старинных сооружений. Все они представляют остатки былого ансамбля зданий, объединенных некогда у медресе, именовавшегося Дор-ут-Тиляват («Дом размышления, созерцания»). Это тоже тимуридский мемориал. Его формирование было связано с личностью видного местного суфия Шамседдина Куляля. Прозвище Куляль – «горшечник» — он получил потому, что принадлежал к ремесленной среде, отец его был гончаром. Другое прозвище – Амири-Калян («Великий эмир») – было связано с высоким положением, которое занимал Шамседдин Куляль в обществе, в частности он вошел в мусульманскую агиологию как «пир» (наставник) бухарского шейха Бехауддина, основателя одного из самых популярных, а со временем и самых могущественных в Средней Азии дервишских орденов – Накшбендия. Мистическая деятельность шейха Куляля протекала главным образом в Несефе – Карши и Кеше – Шахрисабзе.
Выезд в Байсун. По прибытии размещение в национальном доме.

ДЕНЬ 10. БАЙСУН – ТЕРМЕЗ

В Южной части Узбекистана, а именно в Сурхандарьинской области расположен прекрасный край – Байсун. Этот край полон традиций имеющих неимоверную ценность, в следствии в 2001 году был занесён в список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия человечества. Стоить отметить, что в данный список внесено только 19 культурно-исторических пространств со всего мира.
Неподалеку от Байсуна нетрудно найти Сурханский заповедник. Земли данного заповедника уникальны поэтому помимо редких образцов флоры и фауны там можно встретить прекрасно сохранившиеся костные останки и следы древних обитателей, динозавров. Если присмотреться к стенам местных пещер данного заповедника то там можно обнаружить полный спектр рисунков древних эпох неолита и мезолита. В Байсунских горах, расположена известная на весь мир пещера Тешик-Таш. Свою популярность она получила благодаря найденным останкам ребенка-неандертальца в 1983 году. Реконструкция останков этого ребенка, является одним из самых узнаваемых в мире изображением древнего человека. Один из факторов процветания этой древней цивилизации является географическое расположение благодаря которому ландшафт и внешний облик местности приняли достаточно необыкновенный вид.
Байсун – город активно развивающийся, но при этом сохраняющий в себе древнее очарование и загадочность. Для того чтобы добраться до города, из областного центра Термеза вам понадобится приблизительно два часа. Отроги Гиссарского хребта окружают эту местность. Невысокие горы, зелёные долины предают этому городу своё величие.
Выезд в Термез.

ДЕНЬ 11. ТЕРМЕЗ

Термез – южные ворота Центральной Азии, один из древнейших городов мира, посещение уникальных археологических раскопок, древних городищ и памятников истории.
Экскурсия в древнем центре буддизма – городе Термезе. Вы посетите ханака Кокилдор-Ота, крепость Кырк-Кыз – летнюю резиденцию правителей династии Саманидов, ансамбль Султан Саодат и Зурмалу (ступа Будды). Далее вы увидите буддийские археологические памятники Каратепа и Фаязтепа, а также мавзолей Аль-Хаким ат-Термези.
К северо-востоку от города находится греко-бактрийская крепость Кампыртепа (35 км., 1 ч.). Затем вас ждет посещение минарета Джаркурган (30 км., 50 мин.). Возвращение в Термез через Сурханский оазис. Вы проедете мимо моста Дружбы, соединяющего Узбекистан и Афганистан. Посещение в Термезе Археологического музея.

ДЕНЬ 12. ТЕРМЕЗ – БУХАРА

Отправление в Бухару. По прибытии размещение в гостинице.

ДЕНЬ 13.БУХАРА

Бухара — один из древнейших городов Узбекистана. Каждая улочка Бухары таит в себе древнюю историю, а атмосфера древнего города в окружении величественных минаретов и мечетей поражает. Бухара — это древний город, аналогов которому вряд ли можно где-то еще найти. Красота Бухары завораживает и остается надолго в сердцах людей, посетивших этот город.
Экскурсия по Бухаре:
• Мечеть Калон (16 век) и Минарет Калян (1127 г.) — символ Бухары, на протяжении веков, служивший маяком для караванов в пустыне, приближающихся к Бухаре. Другое название минарета — «башня смерти», по одной из легенд, с минарета сбрасывали неверных жен и строптивых бухарцев.
• Ансамбль Ляби Хауз: хонака и медресе Нодир Диван Беги (16 век), медресе Кукельдаш (15 век), памятник Ходже Насреддину.
Продолжение экскурсии по городу:
• Мавзолей Саманидов (конец 9 –начало 10 века) — жемчужина архитектуры Средней Азии, фамильная усыпальница династии Саманидов.
• Мавзолей Чашма Аюб (12 — 16 вв.), внутри находится источник целебной воды, назван в честь библейского пророка Иова (Аюба).
• Прогулка под торговыми куполами (16 век): Токи Сараффон, Токи Тельпак Фурушон, Токи Заргарон, где ремесленники (ювелиры, миниатюристы и другие) продают свои изделия.
• Крепость Арк — величественная цитадель, место обитания правителей Бухары, оплот власти и могущества (1 век до н.э. — 19 век).

ДЕНЬ 14. БУХАРА – ХИВА

Переезд в Хиву. По прибытии размещение в гостинице.

ДЕНЬ 15. ХИВА

Хива – уникальный город, по праву претендующий на звание «седьмого чуда света», благодаря своей подлинной атмосфере «эпохи начала времен». Большая часть города Хивы похожа на музей под открытым небом. И ядро этого музея – крепость Ичан-Кала. Именно внутри этой крепости сосредоточены все архитектурные шедевры Хивы. Все, кто попадает внутрь крепости, оказываются среди изумительных минаретов, вымощенных камнем кривых переулков, ведущих к медресе с похожей на кружева мозаикой шершавых древних стен. Настоящая восточная сказка! В 1990 году город был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В силуэте Хивы господствует ее изначальное историческое ядро, Ичан-кала, обнесенная теперь уже оплывшими крепостными стенами, вокруг которых когда-то был ров. Эти стены в основном глинобитные, они укреплены отлогими башнями полукруглой формы. На скате южной стены Ичан-калы когда-то было устроено кладбище, еще и сейчас здесь намогильники-саганы теснятся одна к другой. Ичан-кала в плане прямоугольна, ее рассекают крест-накрест две главные магистрали, идущие с некоторыми изгибами от одних городских ворот к другим. Ворота были выделены укрепленными привратными постройками; северные именовались Бахча-дарваза, или Ургенч-дарваза, восточные –Палван-дарваза, южные – Таш-дарваза, западные – Ата-дарваза. Ичан-калу окружает укрепленный пригород Дишан-кала. Стена, опоясывавшая ее, сохранилась лишь кусками; когда-то в ней располагалось одиннадцать ворот, из которых шесть были укреплены башнями-гульдаста и имели крытые купольные проходы. За стенами Дишан-калы тянулась сельская зона, но и здесь помимо байских усадеб и крестьянских домов местами также высились крупные архитектурные сооружения.
Экскурсия по Хиве: Медресе Мухаммад Амин-хана (XIX в.) — самое большое средневековое медресе Хивы; Калта Минор (XIX в.), Джума Мечеть и Минарет (XII-XX вв.) – крышу Мечети поддерживают 212 резных колонн. Благодаря уникальной постройке это самое прохладное место в Хиве, с великолепной акустикой. Диаметр Минарета Джума-мечети у основания — 6, 2 м, высота — 32, 5 м.
Медресе Мухаммад Рахим-хана (XIX в.) — одно из самых больших в Хиве. Оно построено по велению хана Мухаммад Рахима II, известного также как поэт Ферузшах. Цитадель Куня-Арк (XIX в.). Мавзолей Пахлавон Махмуда (XVIII-XIX вв.), Минарет и Мечеть Ходжа Ислама(нач.XX в.)

ДЕНЬ 16. ХИВА – НУКУС

Отправление в Нукус.
Поездка по пустыне Кызылкум и посещение археологических памятников Древнего Хорезма: городище Топрак-Кала, которое в III в. было столицей Хорезма. Недаром Топрак-кала называют «музеем изобразительных искусств Древнего Хорезма». Это единственный полностью раскопанный памятник архитектуры Хорезма. Его размеры и гениальность архитектурной конструкции делают Топрак-кала одним из самых уникальных памятников Хорезма. Существует легенда, что Топрак-Калу и Кызыл-Калу соединяет древний подземный ход. Затем экскурсия продолжиться в одной из крупнейших крепостей Древнего Хорезма – Аяз-Кала, которая относится ко II веку н.э. – периоду расцвета Кушанской империи. Аяз-кала был не городом и не поселением, а крепостным комплексом, где почти 19 столетий назад располагались пограничные отряды кушанов.
Возвращение в Хиву.
По прибытии в Нукус, размещение в отеле.

ДЕНЬ 17. НУКУС – МУЙНАК — НУКУС

Поездка в бывший рыбацкий город Муйнак (220 км., 3 ч.), который располагался на берегу Аральского моря. По пути остановка в археологическом комплексе Миздакхан. В Муйнаке посещение так называемого «кладбища кораблей» — бывшего порта, где ржавеют остовы брошенных судов. Затем вы побываете в Краеведческом музее Аральского моря. Это единственный в своем роде музей, экспозиция которого демонстрирует особенности быта местного населения, флоры и фауны, а также рассказывает о трагедии Арала, случившейся полвека назад. Во второй половине дня возвращение в Нукус. Ночь в гостинице.

ДЕНЬ 18. НУКУС

Посещение государственного музея имени И.В. Савицкого.
По оценкам специалистов и мировой прессы, коллекция Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого является одним из лучших художественных собраний в Средней Азии. Ныне музей известен во всем мире. Английская газета «Гардиан» назвала музей «одним из прекраснейших музеев мира». На сегодняшний день коллекция музея насчитывает более 90 тысяч единиц хранения.
История создания и развития музея уникальна, так же как и его собрание. Она дает представление о культурном отрезке, начиная с III века до нашей эры и до современности. Здесь представлены предметы материальной и художественной культуры древнего Хорезма, народно-прикладное искусство каракалпаков, имеющее свою древнейшую историю и самобытную культуру. Изобразительное искусство представлено современным искусством Узбекистана и русским изобразительным искусством 20-х-30-х годов XX века.
Музейные собрания экспонируются в трёх отделах – это культура древнего Хорезма, народно-прикладное искусство каракалпаков и изобразительное искусство.
Отдел изобразительного искусства музея – это крупнейшее художественное открытие. В нем сосредоточена национальная художественная школа Каракалпакстана, творения основоположников живописной культуры Узбекистана – многонационального коллектива художников, работавших в Средней Азии в начале ХХ века (А. Волков, У. Тансыкбаев, М. Курзин, Н. Кашина, Н. Карахан, Е. Коровай и др.).
По оценке специалистов, значимость и масштабность нукусского собрания русского авангарда уступает лишь всемирно известной коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. В его состав входят не только художники, известные широкому кругу зрителей (Л. Попова, Д. Бурлюк, А. Шевченко, Р. Фальк, В. Пестель, М. Ле-Дантю и др.), но и забытые временем имена и неизвестные художники (А. Осмеркин, М. Соколов, П. Соколов, Н. Боровая, Н. Тарасов и др.).

ДЕНЬ 19. НУКУС

Трансфер в аэропорт, вылет в Москву.